27 августа 1895 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье Фельдманов родилась девочка, которую назвали Фанни, что по-еврейски значит «умница».
Отец, Гирш Хаимович Фельдман (1863-1938), купец 1-й гильдии владел пароходом «Св. Николай», несколькими домами, мельницей Симановича, занимался торговлей чёрным металлом, азотистыми удобрениями, имел фабрику масляных и сухих красок, растительных масел, магазином строительных материалов, складами, и даже обладал патентом США на производство безопасных ламп (1910).
В семье, кроме самой Фанни, была старшая сестра Изабелла, а также братья Яков, Рудольф и Лазарь.
Дети — Фаина (слева), Белла и Яков с гувернанткой. Таганрог, 1900 год.
В 1899 году разросшаяся семья вселилась во вновь построенный дом по адресу Николаевской, 12 (ныне ул. Фрунзе, 10).
Из этого дома юная Фанни пошла учится в Мариинскую женскую гимназию, в которой, впрочем, проучилась лишь до 4 класса. Со сверстниками и учителями отношения не заладились и получив на память медаль «За лень», Фанни продолжила учебу уже дома, благо отцовские капиталы это позволяли.
Мариинская женская гимназия
Театром увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга), окончив её в 1914 году.
В 1915 году Фанни Фельдман, преодолев родительский запрет, сбежала из дому в Москву, что бы стать актрисой. Напутствием стали слова отца «С твои лицом только в актрисы!»…
Слова эти оказались почти пророческими. Фанни никуда не брали. Отчаявшаяся, она плакала у колон Большого театра, где её приметила Екатерина Гельцер, русская балерина, крупнейшая «звезда» советского балета 1920-х годов.
«Фанни, — сказала Гельцер, — вы меня психологически интересуете».
Она познакомила ее со своими друзьями (Маяковским, Цветаевой, Мандельштамом, и др.), возила с собой на спектакли во МХАТ, а затем утроила ее в Летний театр в Малаховке.
«Гельцер показала мне всю Москву тех лет, – вспоминала потом Раневская. – Это были „Мои университеты“. А сам Гельцер была чудо, она была гений. Она так любила живопись, так понимала ее. Ездила в Париж, покупала русские картины. Меня привела к себе: “Кто здесь в толпе (у подъезда театра) самый замерзший? Вот эта девочка самая замерзшая…” Уморительно смешная была ее манера говорить. Гельцер была явление неповторимое и в жизни и на сцене. Я обожала ее. Видела во всем, что она танцевала. Такого темперамента не было ни у одной другой балерины…»
С 1915 года Фанни актриса театров Подмосковья, Крыма, Ростова-на-Дону, Архангельска, Смоленска и других городов. Никогда больше она не сыграет столько разноплановых ролей.
Осенью 1915 года подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса. Будучи на прогулке на гору Митридат с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской, решила заглянуть в банк (мать тайком от отца посылала ей денежные переводы). Актриса вспоминает:
Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…»
Хотя существует и иная версия происхождения псевдонима. Вот как пишет сама Фанни: «Раневской я стала прежде всего потому, что все роняла. У меня все валилось из рук».
Кстати, свой первый сезон в Крыму новоиспеченная Раневская открыла ролью Шарлоты в «Вишневом саде» Чехова. И именно эта роль стала ее первым большим успехом.
В 1918 году, пришла пора сменить собственное имя на Фаина. После покушения на Ленина Фанни Каплан оно становилось небезопасным.
Судьбоносным для Фаины Раневской стало знакомство с Павлой Вульф в Ростове-на-Дону, замечательной актрисой, которую Фаина видела еще в юности в Таганроге в спектакле «Дворянское гнездо». Дружба двух актрис продлится до самой смерти Павлы.
В кино первой работой Раневской стал фильм «Пышка» Михаила Ромма, вышедший на экраны в 1934 году.
Но настоящую славу ей принесла комедия «Подкидыш». До сих пор ведутся споры, кто именно придумал вошедшую в историю фразу: «Муля, не нервируй меня» — Агния Барто, автор сценария; Рина Зеленая, соавтор сценария; или сама Раневская.
Кадр из фильма Михаила Ромма «Пышка» (1934). Раневская в роли госпожи Луазо
Но только сама Фаина Георгиевна ненавидела эту фразу, которая сопровождала её всю жизнь. Даже Леонид Ильич Брежнев лично награждая актрису в 1976 году орденом Ленина не удержался и пошутил про нервировавшего всех Мулю. Фаина Георгиевна сделала ему замечание, что так к ней обращаются или мальчишки, или хулиганы. Говорят, Брежнев сильно смутился, извинился и признался, что обожает ее как актрису.
В пьесе «Шторме» В.Билль-Белоцерковского и постановке Ю.Завадского в роли Маньки-спекулянтки.
Итогом 60-летней актёрской карьеры стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино.
Окончила частную театральную школу.
- В 1929-1930 актриса Бакинского рабочего театра.
- В 1931-1935 годах — актриса Камерного театра.
- В 1935-1939 годах — актриса Центрального театра Красной Армии.
- В 1943-1949 годах — актриса Театра драмы (ныне театр имени Вл. Маяковского).
- В 1949-1955 годах и в 1963-1984 годах — актриса Московского академического театра имени Моссовета.
- В 1955-1963 годах — актриса Московского театра имени А.С. Пушкина.
Фильмография
- 1934 — Пышка — госпожа Луазо
- 1937 — Дума про казака Голоту — попадья
- 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
- 1939 — Подкидыш — Ляля
- 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
- 1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
- 1941 — Мечта — Роза Скороход
- 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
- 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
- 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель
- 1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, директор музея
- 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты
- 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
- 1945 — Слон и верёвочка — бабушка
- 1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
- 1947 — Золушка — мачеха
- 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
- 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
- 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
- 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская
- 1960 — Осторожно, бабушка! — Елена Тимофеевна
- 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина
- 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, она же «королева Марго», спекулянтка
- 1965 — Первый посетитель — старая дама
- 1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Брандт, директор цирка
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Лауреат Сталинской премий СССР:
- 1949 — за исполнение роли жены Лосева в пьесе А.П. Штейна “Закон чести” на сцене Московского театра драмы.
- 1951 — за исполнение роли Агриппины Солнецовой в пьесе А.А. Суворова “Рассвет над Москвой”.
- 1951 — за роль фрау Вурст в фильме “У них есть Родина”.
- 1947 — орден “Знак Почёта”
- 1950 — орден Трудового Красного Знамени
- 1967 — орден Трудового Красного Знамени
- 1976 — орден Ленина
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
2008, 16 мая — Рядом с домом, в котором жила актриса, открыт первый в России памятник Раневской (автор — Д. Бегалов)
Могила Фаины Раневской на Новом Донском кладбище Москвы