В таганрогской гавани находились первые русские корабли, построенные Петром в 1695-1696 гг.: «Апостол Петр» и «Апостол Павел», а также 66-пушечный «Св. Георгий», знаменитые «Крепость» и «Гото Предестинация». Перед гаванью, в 810 саженях от берега, возвышался искусственный остров Черепаха, намытый на отмели для строительства цитадели.Строительство Таганрога в целом было завершено к 1712 г.; его существование служило надежной гарантией безопасности южных пределов России и долгое время удерживало турецкий султанский двор от объявления войны. Однако поражение Петра I в Прутском походе вынудило Россию разорить Таганрогскую крепость, стоившую стольких трудов и затрат. Известно, что вплоть до самой смерти Петра не покидала мысль о возврате Таганрога, однако этим планам суждено было осуществиться лишь спустя полвека, когда в 1769 г. южные земли были возвращены России.

По воле Екатерины II на уцелевших фундаментах была восстановлена крепость, вокруг которой быстро вырос процветающий город. Таганрог стал основной базой Азовской флотилии, которая к концу Русско-турецкой войны насчитывала 45 военных кораблей, крейсировавших у берегов Крыма, Кавказа и охранявших Керченский пролив.

После присоединения Крыма к России (1783 г.) Таганрог утратил свое значение пограничной крепости и превратился в шумный торговый порт, которому принадлежала огромная роль в установлении экономических связей России с зарубежными странами через южные моря. В 1825 г. Таганрог являлся временной резиденцией российского императора Александра I, который вплоть до своей смерти способствовал развитию и экономическому росту города.

В первой половине XIX в. Таганрог был одним из крупнейших портов, экспортировавших русский хлеб за границу; здесь находились консульства полутора десятков иностранных держав. Торговля, игравшая большую роль в жизни города, влияла на формирование его облика: роскошные фасады зданий становились своего рода рекламными щитами благосостояния своих хозяев. Своеобразия своего архитектурного облика Таганрог не утратил до наших дней.

В середине XIX столетия Таганрогу суждено было вписать еще одну героическую страницу в историю России. Летом 1855 г., во время Крымской войны, англо-французская эскадра подвергла незащищенный город яростной бомбардировке, однако жители, как один, встали на его защиту. Английский офицер Берроу писал в своем дневнике: «В плохо укрепленном Таганроге мы встретили неожиданное и отчаянное сопротивление русских. Сюда словно долетел дух упорства, владевший защитниками Севастополя». Несмотря на поражение России в Крымской войне, Александр II по достоинству оценил подвиг Таганрога, наградив его особой императорской грамотой.

Пореформенные десятилетия внесли существенные изменения в экономическую, общественную и культурную жизнь Таганрога. В период 1860–1910-х гг. здесь открываются разнообразные учебные заведения, появляются больницы, публичная библиотека, театр, общедоступная аптека. Развитие транспортного сообщения обусловило строительство железной дороги и первоклассного здания вокзала; бурный рост экономики и промышленного производства способствовал появлению всевозможных заводов и фабрик, увеличению числа банковских зданий, торговых домов и магазинов, гостиниц и доходных домов.

В 1896 г. на средства бельгийского капитала в Таганроге началось строительство современных заводов – металлургического и котельного; позднее в городе появились сталелитейный и Русско-Балтийский заводы. В порту на месте старых верфей был построен современный судоремонтный завод. Наряду с промышленными гигантами в городе возникает целый ряд более мелких предприятий: газовый и чугунолитейный заводы, макаронная и табачная фабрики, пивоваренный завод.

События начала XX в. нарушили размеренный ритм жизни города. В годы Первой мировой войны в Таганроге было создано ополчение, устроены эвакуированные в город военные госпитали; одним из первых в России Таганрог организовал городское отделение Татьянинского комитета (1915 г.). Кроме того, здесь обустраивались эвакуированные в Таганрог промышленные предприятия и учебные заведения. Таким образом, в годы Первой мировой войны Таганрог являлся, по сути, прифронтовым городом, взявшим на себя все связанные с этим тяготы и заботы.Неизгладимый след в памяти людей оставила Великая Отечественная война. Немецкое командование придавало большое значение Таганрогу как важному стратегическому пункту, замыкавшему Азовское побережье. В тяжелые годы оккупации на территории города действовали партизанские отряды и подпольные организации. Память о подвигах погибших героев навсегда сохранит мемориал в Балке смерти, а также ряд памятников на территории самого Таганрога.

30 августа 1943 г. в Москве прогремел салют в честь освобождения Таганрога и Ростовской области. Это был третий салют в истории Великой Отечественной войны. Стрелковым дивизиям 130-й и 416-й, а также 6-й гвардейской бомбардировочной были присвоены почетные наименования «таганрогских».3 ноября 2011 г., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, городу Таганрогу было присвоено почетное звание «Город воинской славы». Накануне великого праздника – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне – в Таганроге состоялось торжественное открытие стелы «Город воинской славы».