27 августа 1895 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье Фельдманов родилась девочка, которую назвали Фанни, что по-еврейски значит «умница». Отец, Гирш Хаимович Фельдман (1863-1938), купец 1-й гильдии владел пароходом «Св. Николай», несколькими домами, мельницей Симановича, занимался торговлей чёрным металлом, азотистыми удобрениями, имел фабрику масляных и сухих красок, растительных масел, магазином строительных материалов, складами, и даже обладал патентом США на производство безопасных ламп (1910).Из этого дома юная Фанни пошла учится в Мариинскую женскую гимназию, в которой, впрочем, проучилась лишь до 4 класса. Со сверстниками и учителями отношения не заладились и, получив на память медаль «За лень», Фанни продолжила учебу уже дома, благо отцовские капиталы это позволяли.
Театром увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга), окончив её в 1914 году. В 1915 году Фанни Фельдман, преодолев родительский запрет, сбежала из дому в Москву, что бы стать актрисой. Напутствием стали слова отца «С твои лицом только в актрисы!»…Слова эти оказались почти пророческими. Фанни никуда не брали. Отчаявшаяся, она плакала у колон Большого театра, где её приметила Екатерина Гельцер, русская балерина, крупнейшая «звезда» советского балета 1920-х годов. «Фанни, — сказала Гельцер, — вы меня психологически интересуете».Она познакомила ее со своими друзьями (Маяковским, Цветаевой, Мандельштамом, и др.), возила с собой на спектакли во МХАТ, а затем утроила ее в Летний театр в Малаховке. «Гельцер показала мне всю Москву тех лет, – вспоминала потом Раневская. – Это были „Мои университеты“. А сам Гельцер была чудо, она была гений. Она так любила живопись, так понимала ее. Ездила в Париж, покупала русские картины. Меня привела к себе: “Кто здесь в толпе (у подъезда театра) самый замерзший? Вот эта девочка самая замерзшая…” Уморительно смешная была ее манера говорить. Гельцер была явление неповторимое и в жизни и на сцене. Я обожала ее. Видела во всем, что она танцевала. Такого темперамента не было ни у одной другой балерины…»
С 1915 года Фанни актриса театров Подмосковья, Крыма, Ростова-на-Дону, Архангельска, Смоленска и других городов. Никогда больше она не сыграет столько разноплановых ролей.
Осенью 1915 года подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса. Будучи на прогулке на гору Митридат с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской, решила заглянуть в банк (мать тайком от отца посылала ей денежные переводы). Актриса вспоминает: "Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:— Денег жаль, зато как красиво они улетают!— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…»
Хотя существует и иная версия происхождения псевдонима. Вот как пишет сама Фанни: «Раневской я стала прежде всего потому, что все роняла. У меня все валилось из рук». Кстати, свой первый сезон в Крыму новоиспеченная Раневская открыла ролью Шарлоты в «Вишневом саде» Чехова. И именно эта роль стала ее первым большим успехом. В 1918 году, пришла пора сменить собственное имя на Фаина. После покушения на Ленина Фанни Каплан оно становилось небезопасным.
Судьбоносным для Фаины Раневской стало знакомство с Павлой Вульф в Ростове-на-Дону, замечательной актрисой, которую Фаина видела еще в юности в Таганроге в спектакле «Дворянское гнездо». Дружба двух актрис продлится до самой смерти Павлы. В кино первой работой Раневской стал фильм «Пышка» Михаила Ромма, вышедший на экраны в 1934 году. Но настоящую славу ей принесла комедия «Подкидыш». До сих пор ведутся споры, кто именно придумал вошедшую в историю фразу: «Муля, не нервируй меня» — Агния Барто, автор сценария; Рина Зеленая, соавтор сценария; или сама Раневская.
Но только сама Фаина Георгиевна ненавидела эту фразу, которая сопровождала её всю жизнь. Даже Леонид Ильич Брежнев лично награждая актрису в 1976 году орденом Ленина не удержался и пошутил про нервировавшего всех Мулю. Фаина Георгиевна сделала ему замечание, что так к ней обращаются или мальчишки, или хулиганы. Говорят, Брежнев сильно смутился, извинился и признался, что обожает ее как актрису.
В пьесе «Шторме» В.Билль-Белоцерковского и постановке Ю.Завадского в роли Маньки-спекулянтки. Итогом 60-летней актёрской карьеры стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино.Окончила частную театральную школу. 2008, 16 мая — Рядом с домом, в котором жила актриса, открыт первый в России памятник Раневской (автор — Д. Бегалов).Могила Фаины Раневской на Новом Донском кладбище Москвы