4 июня 1832 года Отто Романович барон Пфейлицер-Франк определён шестым «Таганрогским, Ростовским, Нахичеванским и Мариупольским градоначальником, главным попечителем купеческого судоходства по Азовскому морю и начальником Таганрогского таможенного округа». В его обязанности входило заведование всеми правительственными и административными учреждениями, общение с иностранными консулами, выдача паспортов и разрешений на открытие частных заведений, надзор за портом, карантином и всеми общественными зданиями, а также попечение о торговле и купеческом мореплавании, поощрение судостроения. Помимо этого градоначальник руководит деятельностью коммерческого суда и председательствует в строительном комитете. В прямом подчинении у него находятся: помощник, чиновник для особых поручений, канцелярия, секретарь, инженер, врач и архивариус. Принадлежал он к баронскому роду Пфейлицеров-Франков, происходящего из Франконии и принявшего впоследствии рыцарство Ливонского ордена с пожалованием поместьем в Курляндии (ныне западная часть Латвии). Один из его предков, Эвальд Пфейлицер-Франк, даже стал в 1677 году канцлером Курляндии. В семилетнем возрасте Отто Франк отправлен отцом в Санкт-Петербург на ученье в 1-й Императорский Сухопутный Шляхетский кадетский корпус, который с 1794 по 1797 год возглавлял Михаил Илларионович Кутузов. В октябре 1806 года, по окончанию обучения, Отто Франк, уже в звании прапорщика, получил направление в 8-й Егерский полк. Но так как старший его брат Фридрих уже служил в Ахтырском гусарском полку, то Отто вскоре добился своего перевода к ахтырцам и стал корнетом.



Подробнее


В январе 1807 года в войне против наполеоновской Франции Ахтырский полк, располагаясь в авангарде корпуса генерала Эссена, производит разведку боем до берегов рек Буга и Нарева. В майских стычках при Гуттштадте и Пултуске в Восточной Пруссии, во время противостояния русской армии генерала Л.Л. Беннигсена и корпуса французского маршала Нея, Отто Франк за «…отличия под неприятельскими выстрелами оказанные» награждается орденом Св. Анны 3-й степени. Через два года, уже подпоручиком, он вместе с полком участвует в походе русского экспедиционного корпуса в Галицию.


К началу Отечественной войны 1812 года в Ахтырском полку служат уже трое из семи братьев фон Пфейлицер-Франк. При этом старший, Федор Ермолаевич, числится как поручик Франк 1-й, наш герой Отто – поручик Франк 2-й, а третий брат в звании корнета – Франк 3-й. Когда начинается вторжение наполеоновской армады в пределы Российской империи, Отто Франк в составе родного полка участвует в войне с первых же стычек. 28 июня 1812 года у местечка Мир, что в Минской губернии на реке Мирянке, в кавалерийском бою против польской кавалерии, длящемся около шести часов, полки донской бригады генерал-майора Д. Е. Кутейникова, среди которых и ахтырцы, решают исход боя. За это Ахтырский полк, который «ударил в лицо неприятеля и во все время удивительно храбро сражался…», был особо выделен атаманом Платовым и им представлены к наградам более 20 его офицеров. Благодарность в Высочайшем приказе получили поручик Франк 2-й и корнет Франк 3-й, а поручик Франк 1-й был награжден Орденом Св. Анны 3-й степени.

Во время Бородинского сражения, в одной из бесчисленных кавалеристских атак Отто Франк получил ранение и за героизм награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. Принимал Франк 2-й участие и в заграничном походе русской армии: в битвах при Бриенне и Ла-Ротьере. При этом ему довелось отличиться и в знаменитой «Битве народов» под Лейпцигом, когда за храбрость и умелое командование своим эскадроном он получил орден Св. Анны 2-й степени. В сентябре 1815 года штабс-ротмистр Отто фон Франк получил назначение старшим адъютантом графа Михаила Семёновича Воронцова, командующим отдельным корпусом, расквартированным во Франции. Это назначение во многом определило судьбу барона Франка. Но через два года, после получения звания подполковника, он уходит в длительный отпуск, сделав необъяснимую паузу в карьере.И только 21 июля 1822 года его вновь определили адъютантом к графу Воронцову с переводом в звание ротмистра в лейб-гвардии Уланский полк, а 14 июля 1823 года Отто Германовича Франка произвели в полковники и назначили адъютантом к Новороссийскому генерал-губернатору, все к тому же графу Михаилу Семёновичу Воронцову. Вместе с другими чиновниками канцелярии он становится частым гостем во дворце Воронцова и на его даче на берегу Чёрного моря (чиновники канцелярии генерал-губернатора не сопровождали его лишь тогда, когда тот отправлялся с семьёй на зиму в Лондон). Тогда же, в Одессе, Франк входит в круг знакомых Александра Сергеевича Пушкина, отправленного за крамольные стихи из столицы на юг России в ранге чиновника министерства иностранных дел. В служебных командировках с Воронцовым Отто Франк объезжает всю Новороссию, бывая, естественно, и в Таганроге. В конце 1826 года фон Франк женится на Наталье Николаевне Ергольской, дальней родственнице Воронцова, что, впрочем, по различным причинам, вызывает неудовольствие последнего. Лишь в 1829-1831 годах, проявив себя в борьбе с нагрянувшей на юг России чумой и холерой, барон Франк возвращает расположение своего покровителя, и тот назначает его чиновником особых поручений при Новороссийском и Бессарабском генерал-губернаторе в чине действительного статского советника. А за деятельную борьбу с эпидемиями награждает орденом св. Станислава I степени.

12 августа 1831 года по представлению Воронцова Отто фон Франк получает пост Екатеринославского гражданского губернатора. Вслед за ним в Екатеринослав переезжает и его брат, Фёдор Ермолаевич Франк, а затем, уволившись «от службы за ранами», в чине майора, перебирается из Уральска и другой брат, Егор.

4 июня 1832 года новое назначение: Отто Германович барон Пфейлицер-Франк переводится Таганрогским, Ростовским, Нахичеванским и Мариупольским градоначальником, главным попечителем купеческого судоходства по Азовскому морю и начальником Таганрогского таможенного округа.

Уже через год – в июне 1833 года – в Таганроге вспыхивает очередная эпидемия холеры, завезённая из Европы, и новый градоначальник, имея большой опыт по организации противохолерных мероприятий, вновь должным образом проявляет себя в непростой ситуации. В том же году, по его распоряжению обустраиваются Банный (ныне Дуровский), а затем Воронцовский (ныне Комсомольский) спуски, ведущий к набережной и морскому порту, что имеет огромное значение для города, расположенном на высоких берегах Таганьего мыса. Им утверждается генеральный план застройки Таганрога, основанный на лучевой системе улиц, расходящихся от бывшей Троицкой крепости. План предусматривает, что основной улицей города становится Александровская (Пятая Продольная, Купеческая, Полицейская, ныне – Чехова), а главной площадью – Александровская (ныне Красная). При этом вся территория города делится на три части: Петровскую, Екатерининскую, Александровскую. Стараниями градоначальника проводится первая реконструкция Депальдовской лестницы, ведущей к морю от улицы Греческой. На её верхней площадке устанавливаются первые на Юге России солнечные часы, показывающие истинное время города, с отставанием от Москвы на 25 минут. Кстати сказать, реставрация часов в советские годы испортила их, и они вовсе перестали показывать правильное время, лишь отбрасывая тень.

В 1832 году барон, рискуя карьерой градоначальника, приютил в Таганроге своего опального брата Егора Пфейлицер-Франка 5-го, члена «Южного общества», прибывшего в город под секретный надзор, после того как отслужил отмеренный срок в Уральском гарнизоне в чине капитана 14-го егерского полка. Правда, долго ему жить в Таганроге не довелось – зимой 1832 года Егор умирает.

В 1834 году за умелое управление градоначальством Отто Германович удостаивается своей самой высокой награды — ордена св. Анны 1-й степени, имеющего девиз «Любящим правду, благочестие и верность».

В 1835 г. градоначальником Франком открывается статистический комитет, в составе которого находились таганрогский городской голова С.Вальяно, председатель дворянства Ростовского уезда Комнено-Варваци, директор Таганрогской гимназии Бабичев, городской врач Глезер, коллежский асессор Залесский, титулярный советник Иевлев, протоиерей Себов, а также представители Нахичевани и Мариуполя.

Барон Франк, будучи первым почётным попечителем, в 1839 году затевает постройку по проекту архитектора Ф.К. Боффо (автора проекта Каменной лестницы в Таганроге и знаменитой Потёмкинской лестницы в Одессе), нового здания для классической гимназии, ставшей украшением Таганрога. А на берегу от лестницы до гавани при нем начинается строительство новой набережной, названной последствии Воронцовской (нынче – Пушкинская).

В сентябре 1837 года в город на сельскохозяйственную выставку прибывает наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II) со своим учителем – поэтом В.А. Жуковским. Выставкой, как и городом, наследник остаётся доволен и щедро одаривает мастера серебряных вещей из Нахичевани и досмотрщиков Таганрогской таможни. Казалось, ничто не предвещает последующих для градоначальника печальных событий. В 1843 году в высших кругах петербургской власти из-за интриг началась компания по дискредитации и смещению Новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова, покровителя Франка. В Таганрог присылается сенатская ревизия, по иронии судьбы возглавляемая сенатором, тайным советником Михаилом Николаевичем Жемчужниковым, с которым барон Франк учился в юности в 1-м кадетском корпусе. В составе комиссии был также и сын сенатора Алексей Жемчужников (один из соавторов Козьмы Пруткова). Он оставил чудесные стихи о своём пребывании в Таганроге.

Во время моей болезни в Таганроге 

И здесь, в стране цветущей, благодатной 

Лазурь небес и сладострастный зной,

И моря шум, и воздух ароматный –

Всё в душу льёт и негу, и покой…

Здесь пёстрая толпа различных наций,

Здесь турок, грек, казак и армянин 

Покоятся в густой тени маслин

И тополей сребристых, и акаций.

Был в комиссии и будущий зять сенатора Михаила Жемчужникова Виктор Арцимович. От последнего, Виктора Арцимовича, барон Франк тут же получил замечание – за невнимательное отношение к официальным печатным изданиям Сената. Как поведал в письме строгий ревизор писателю Ф.Д. Одоевскому: «Таганрогский (Керченский?) градоначальник Франк нашёл, что выписывать «Сенатские Ведомости» напрасная издержка, что довольно его предписаний, и просто-напросто запретил их выписывать в присутственные места». А в строительном комитете, по словам того же Арцимовича, «…он не только не мог достать ни нумера «Сенатских Ведомостей», так плотно они были запрещены», но даже отсутствовал Свод Законов Российской Империи и его пришлось «…выписывать из другой губернии и послать за ним подводу».

А тут ещё, в ночь с 25 на 26 октября 1843 года, вследствие сильного восточного ветра и нагонной волны только что устроенная каменная набережная «просела» на нескольких участках. Правда, выводы последующего следствия гласили, что строительные работы проведены были правильно и добросовестно, а осадка грунта произошла от его слабости, но судьба нашего героя уже была предрешена.

В рапорте Николаю I сенатор М.Н. Жемчужников пишет: «Со времени прекращения непосредственного сношения Таганрогского градоначальника с министерствами стала отставать заботливость местного начальства к Азовской торговле, и с того же времени утрачено внимание к качествам лиц, коим вверялось управление Таганрогским градоначальством, что в особенности доказывается долговременной терпимостью в звании Таганрогского градоначальника Действительного статского Советника барона Франка… Управляя 20 лет таганрогским градоначальством, барон Франк не только не содействовал усилению торговли, но, напротив, через укоренение всеобщего беспорядка в Управлении таганрогским градоначальством ослабил торговлю. И все принятые в отношении оной меры состоялись без участия начальствующего над главнейшим на Азовском море портом Таганрогского градоначальника…»20 октября 1843 года Отто Германович фон Пфейлицер-Франк получает окончательную отставку и, сдав дела управляющему Таганрогской портовой таможни Угричич-Требинскому, удаляется на покой. В следующем 1844 году он умирает. Хоронят его в Одессе на кладбище при храме Всех Святых. На его могильном камне написано «Победителю холеры».

И хотя конец карьеры барона был скомкан сенатской ревизией и последующей отставкой, незаслуженное забвение его более говорит о нас нынешних, чем о месте Отто фон Франка в истории Таганрога. К сожалению, получила немалое распространение информация об участии Отто фон Пфейлицера-Франка в обороне Таганрога в 1855 году из-за упоминаний в различных документах и исторических исследованиях некого Франка, чиновника особых поручений при генерал-губернаторе Е.П. Толстом. Речь же шла о племяннике покойного – коллежском асессоре Евгении Юльевиче, сыне Юлиуса Александра Павла фон Пфейлицера-Франка, младшего из семи братьев.