В 1813 году окончательно переехал в Таганрог. Иоаннис Андреас Леонтидис, ставший в России Иваном Андреевичем Варваци, родился в 1732 г. (по другим данным – 1750 г.) на небольшом острове Псара в Эгейском море в многодетной семье состоятельного купца Андреаса Леонтидиса. Грамоте не был обучен, но с 17 лет на небольшом судне, доставшемуся по наследству от отца, занимался перевозкой грузов между островами Эгейского моря и материком. Получил прозвище Варваци (Варвакис, Варвач, Варваки, Варваций, Варвац), что означает «владеющий силой» и «пользующийся влиянием». К концу 60-х годов XVIII века Варваци уже знаменитый пират, за голову которого турецкий султан обещает тысячу пиастров. Когда начинается русско-турецкая война 1768-1769 гг, Иоаннис Леонтидис в 1770 году, воодушевлённый борьбой за освобождение Греции от турецкого владычества, присоединяется со своей двадцатипушечной полушебекой «Св. Андреас» к русской эскадре Первой Архипелагской экспедиции под командованием графа Алексея Орлова и адмирала Г.Спиридова.
Полушебека – парусно-гребное вооруженное судно, оснащённое 2 мачтами и бушпритом, с косыми паруса с гафелями. В задней части судна строилась палуба сильно выступающая за корму. Предназначались для действий в прибрежных районах. Иногда полушебеки называли артиллерийскими шхунами.
5-7 июля 1770 г. Иоаннис Леонтидис участвует в Чесменском сражении, одном из самых впечатляющих морских битв России за всю её историю. Проиграв сражение в Хиосском проливе, турецкая эскадра укрылась в Чесменской бухте под защиту береговых батарей. При этом вражеская флотилия была столь многочисленна, что едва вмещалась в бухте и турецкие суда стояли в якорной связке. Это обстоятельство и решило судьбу османского флота. Леонтидис превратил свое судно в брандер (начинили порохом, серой и пропитали скипидаром) и направил его на скопище турецких кораблей. Управлял кораблем сам Варваци. Удачно маневрируя, он подошел к большому турецкому кораблю, сцепился с ним и поджег свою полушебеку… Вспыхнул огненный факел, и вскоре со страшным грохотом турецкий фрегат повалился на борт. Один за другим по цепочке стали взрываться турецкие корабли. Иоаннис Леонтидис был в этом пекле и был тяжело ранен. За геройское поведение после сражения удостоен чина поручика. А турецкого флота не стало… 10 тысяч погибших врагов против 11 человек русских.
В девятой части Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи сказано: «Иван Варваций в службу вступил из греков в 1770 г., и во время с турками войны в Архипелаге с собственным его мореходным судном находился в разных морских сражениях». За свои заслуги он получает чин поручика, о чем свидетельствует в позднейшем указе сама императрица: «Известно да ведомо будет каждому, что мы служившего в прошедшую войну при флоте Нашем из греков Яна Ворвача для его оказанной в службе Нашей ревности и прилежности в Наши поручики 1772 года, октября 21 дня всемилостивейше пожаловали».
Чесменское сражение – 5-7 июля 1770 года возле и в Чесменской бухте, в районе между западной оконечностью Анатолии и островом Хиос. После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. По распоряжению Екатерины II, для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце (1774—1777), были воздвигнуты 2 памятника этому событию: Чесменский обелиск в Гатчине (1775) и Чесменская колонна в Царском Селе по проекту Антонио Ринальди (1778), а также построены Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777—1780) в Санкт-Петербурге.
В послужном списке, на который позже ссылался император Александр I, говорилось: “…Наш верноподданный, надворный советник и кавалер Иван Варваций, урожденный из греков, в 1770 году вступил в нашу службу волонтиром и был во время войны с турками в Архипелаге с собственным его мореходным вооруженным судном. 1772-го года, октября 21-го произведен в поручики и находился в разных морских сражениях…”.Еще один боевой эпизод с участием Варвакиса приводит по архивным данным известный в прошлом веке историк русского флота А. Соколов. Весной 1774 г. во время «обычного ежегодного похода к Дарданеллам» эскадры под флагом адмирала Елманова в ночь на 30 мая с фрегата «Слава» в Хиосском проливе «высажен десант в числе 130 псариотов под начальством Варвача, и им была взята одна батарея о четырёх пушках» («Записки Гидрографического департамента за 1849 год»).
После заключения в июле 1774 года Кючук-Кайнарджийского мирного договора Иоаннис Леонтидис был арестован турецкими властями и помещен в константинопольский Семибашенный замок, и лишь вмешательство русского дипломата Н.В. Репнина позволило ему избежать неминуемой казни и пешком отправиться в Россию.В ХII части Материалов для истории русского флота опубликован высочайший указ Адмиралтейств-коллегии 1777 г. июня 21 дня: «Вследствие конфирмации, Нами учиненной на докладе оной коллегии вице-президента графа Чернышева о покупке у служившего в войсках Наших на Средиземном море поручика Варвакия собственного его судна, которое, как из представленных Нам от генерала князя Репнина и от упомянутого вице-президента уведомлений видно, обращено было сперва для транспорту освобожденных из плена, потом отправлено с еникольским обер-комендантом генерал-майором Борзовым в Царьград и оттуда употреблено для торговых надобностей [т.е. освобожденных из плена перевозили из Стамбула в Еникале — крепость на Азовском море рядом с Керчью, также только что полученную по мирному договору], всемилостивейше повелеваем надлежащие за оное деньги заплатить ему, Варвацию, за вычетом полученных от князя Репнина в Царьграде и от коллегии здесь на содержание».
Благодаря протекции светлейшего князя Г.А. Потемкина, Иоаннис Леонтидис удостаивается аудиенции у Екатерины II, на которой получает офицерский патент лейтенанта на имя Ивана Андреевича Варваци, тысячу червонцев и право беспошлинной торговли сроком на 10 лет в Астраханской губернии. И еще велено было построить ему за счет России точную копию его погибшего корабля. В самое короткое время, совмещая военную службу с коммерцией, он становится одним из самых богатых людей на Волге. Обосновавшись в Астрахани, Иван Андреевич на новом корабле ходит в торговые рейсы в Персию и становится арендатором на Каспии крупных рыболовных промыслов. В 1779 г. Варвакис на своем галиоте вывозит в Астрахань имущество и личный состав русского консульства во главе с переводчиком Иваном Вансловым после учиненного персиянами в Реште погрома. Новый русский консул И.Тумановский в 1780 г. привлекает Варвакиса и к работам по обмеру персидского берега, и к разведке обстановки на побережье, и к выполнению дипломатических поручений к Тадает-хану, а затем отправляет его в Петербург с докладом к Потемкину.«Предъявитель сего надворный советник Иван Варваций в подданном в Экспедицию рыбных и тюленьих промыслов прошении объявил, что отправляет он один мореходный шкоут «Св. Станислав» к персидским берегам в откупные им у шемахинского Мустафы-хана Сальянские воды для лову рыбы и внес за оное положенного сбора десять рублей, на что и получил от экспедиции билет. Кто ж именно на том шкоуте лоцман и рабочие люди, которые производить будут лов рыбы, прилагается на обороте сего регистр».
В 1780 году на аудиенции у Потемкина в Петербурге он получает задание участвовать в Персидской экспедиции графа Марко Ивановича Войновича. Он участвует в переговорах с астрабадским ханом Ага-Мохаммедом (будущим шахом), во владениях которого, на берегу Астрабадского залива, решено было строить факторию. Понятно, что при этом торговля явно не была основным занятием Варвакиса, особенно в 1781 и 1782 гг.
“БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ МЫ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ, императрица И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ, и прочая, и прочая, и прочая. Известно и ведомо будет каждому, что МЫ Ивана Варваки, который НАМ капитаном служил, для его оказания к службе НАШЕЙ ревности и прилежности, в НАШИ секунд-майоры, тысяща седм сот восемьдесят второго года, февраля четвертаго надесят дня, всемилостивейши пожаловали и учредили, яко же МЫ сим жалуем и утверждаем, повелевая всем НАШИМ упомянутого Ивана Варваки за НАШЕГО секунд-майора надлежащим образом признавать и почитать: напротив чего и МЫ надеемся, что он в сем ему от НАС всемилостивейши пожалованном новом чине, так верно и прилежно поступать будет, как это положено доброму Офицеру надлежит. Во свидетельство того МЫ сие собственною НАШЕГО … печатню укрепить повелевала.Дана в Санкт-Петербурге, лета 1782, декабря 31 дня. ЕКАТЕРИНА».
В Астрахани Иван Андреевич строит соборную колокольню 75 метров в высоту, на Паробичевом бугре Тихвинскую церковь ( 1805) с домом для притча и богадельней на 50 человек. Иван Андреевич Варваций постоянно заботился о благоустроении Тихвинской церкви, оказывая ей самое пристальное внимание. Причиною такого внимания, как и самого построения храма, было глубокое почитание И.А. Варвацием образа Тихвинской Божией Матери. Рядом с храмом первоначально находилось кладбище, со временем упразднённое, но церковный причет бережно сохранял оставшиеся в его ограде два склепа-памятника, под которыми покоились супруга храмоздателя И.А. Варвация и две его дочери с мужьями.
«Надворный советник Варваций и астраханский первой гильдии купец Обезьянин, движимые усердием к общей пользе, обязались устроить в Астрахани первый деревянный дом для содержания 50 человек неимущих и больных, а Обезьянин – для 30 человек, довольствуя их одеянием, пищею, прислугой, лечением. Его Императорское Величество, приняв с удовольствием столь похвальный опыт усердия надворного советника Варвация и купца Обезьянина, сделавших уже и прежде многие на пользу общую пожертвования, всемилостивейше пожаловать соизволил первого кавалером ордена Св. Владимира 4-ой степени, а второму — золотую медаль, осыпанную бриллиантами, с надписью «За полезное дело» на голубой ленте».